Всю жизнь, сколько себя помню, я фотографировала. Все и всех вокруг, искала интересные сюжеты и просто наблюдала за людьми. Фотография для меня – способ познания мира. Любимый навык помогает мне на работе – постоянно кручусь вокруг коллег и фоткаю их в процессе, снимаю контент для барбершопа, оформляю красиво свой инстаграм и снимаю клиентов – им приятно).
В этой статье я бы хотела поделиться некоторыми мыслями, знаниями о фотографии, которые могут облегчить жизнь и сделать снимки гармоничнее и приятнее глазу. Я не буду говорить о технике и настройках (может как-нибудь потом), мы будем говорить о композиции.
Советский и российский фотограф, преподаватель и исследователь Александр Лапин выделил основополагающие моменты при создании фотографии. Он предложил, основываясь на современных достижениях и тенденциях в фотографии, некую триаду: способность быть умнее своей камеры, умение замечать и умение строить. Разберём:
Форма и контрформа
Форма – это главный объект в кадре.
Деятель изобразительного искусства никогда не отбрасывает пустое пространство, которое не заполнено формами. Это и есть контрформа – незаполненное пространство, которое может показаться ненужным. В контрформе иногда и кроется весь контекст фотографии, главный объект обрастает историей, фото приобретает атмосферу.
Далее я буду говорить о принципе кадрирования. Многие фотографы считают обязательным кадрировать (задавать границы кадра) свои фото на постобработке, отсекая все лишнее пространство. Однако есть и другой подход – кадрировать фото сразу при съемке – на месте через видоискатель камеры видеть расположение объекта съемки и теней в кадре.
Я бы посоветовала пробовать как угодно и пробовать – вспоминаем, что мы выбираем те инструменты, которые подходят под текущую задачу.
Кадрирование. Правило третей
Итак, кадрирование призвано создать акцент на сюжетно важной части кадра.
При кадрировании желательно следить за тем, чтобы не отсечь нужное, ну или хотя бы не обрезать конечности в суставах. С кадрированием так же можно и нужно экспериментировать – иногда совсем радикальная обрезка делает из непонятного кадра красивый снимок.
В то время, как я кадрирую снимок, я так же слежу за композицией согласно правилу третей.
Смысл правила третей – в определении зрительных центров. Они образуются на стыке параллельных линий, которые разделяют кадр в равных пропорциях (обычно это 9 равных частей). Сетка, построенная по правилу третей, используется в видоискателях фотоаппаратов и на телефоне для облегчения компоновки кадра.
Важные части композиции желательно располагать вдоль этих линий, а на пересечении располагать центральный акцент.
В продолжении статьи я буду рассказывать о фокусировке, цвете, свете, а также о некоторых фишечках при съемке портретов. Кип ин тач!