Skip to main content

Корзина

Close Cart
Всю жизнь, сколько себя помню, я фотографировала. Все и всех вокруг, искала интересные сюжеты и просто наблюдала за людьми. Фотография для меня – способ познания мира. Любимый навык помогает мне на работе – постоянно кручусь вокруг коллег и фоткаю их в процессе, снимаю контент для барбершопа, оформляю красиво свой инстаграм и снимаю клиентов – им приятно).
В этой статье я бы хотела поделиться некоторыми мыслями, знаниями о фотографии, которые могут облегчить жизнь и сделать снимки гармоничнее и приятнее глазу. Я не буду говорить о технике и настройках (может как-нибудь потом), мы будем говорить о композиции.

Советский и российский фотограф, преподаватель и исследователь Александр Лапин выделил основополагающие моменты при создании фотографии. Он предложил, основываясь на современных достижениях и тенденциях в фотографии, некую триаду: способность быть умнее своей камеры, умение замечать и умение строить. Разберём:

Компонент первый.

Какой бы ни была фотография в будущем, как бы хорош не был автоматический режим в камере - вопросы организации изображения в кадре всегда будут актуальны и вызывать вопросы. Какими бы продвинутыми ни стали камеры – они не смогут решить всех задач, которые придумает фотограф, смотря на окружающий мир и выстраивая свой кадр. Каждый сам придумывает, какие именно детали будут сочетаться, что важно для кадра и не очень, каждый сам выстраивает смысл фотографии.

Компонент второй.

Умение замечать, смотреть, видеть.
Фотограф охотится за идеальным кадром, в котором будет запечатлен тот самый момент, который не повторится. Это так называемый “решающий момент” – принцип фотографии Анри-Картье Брессона, основоположника репортажной и уличной фотографии. «Ваш глаз должен видеть композицию кадра, ту, что предлагает вам сама жизнь» - писал он.
Для расшифровки данного компонента я бы добавила еще пару принципов французского фотографа – обращать внимание на мелочи и иметь особый, художественный взгляд на мир. Оба принципа не так уж просты в осмыслении, они требуют опыта съемок и приложенных усилий в развитии насмотренности и внимания. Насмотренность по мне – это в первую очередь любопытство. Образы и сюжеты можно почерпнуть в любом месте и источнике информации. Но в первую очередь – изучая стили и направления живописи. (Мне лично кажется не лишним ходить в Пушкинский и Третьяковку несколько раз в году на основную экспозицию).

Компонент третий.

Умение сроить.
Здесь речь пойдет о композиции в фото.

В композиции нет законов, но есть принципы. Построение композиции зависит от задачи и сюжета. Освоение композиционных приемов упрощает решение задачи – создание гармоничного красивого снимка. При новой задаче нужно открывать новые композиционные приемы, которые сработают в данном случае и не сработают в другом.
У композиции, как я написала, множество тонкостей. Это принципы гармоничности, соразмерности, пропорциональности, цельности, это отношения света, цвета и форм. Все вместе это звучит громоздко, однако можно удачно сочетать несколько уместных приемов и получать отличные кадры без регистрации и смс (а это умение в обязательном порядке приходит с опытом).

Форма и контрформа

Форма – это главный объект в кадре.
Деятель изобразительного искусства никогда не отбрасывает пустое пространство, которое не заполнено формами. Это и есть контрформа – незаполненное пространство, которое может показаться ненужным. В контрформе иногда и кроется весь контекст фотографии, главный объект обрастает историей, фото приобретает атмосферу.

Далее я буду говорить о принципе кадрирования. Многие фотографы считают обязательным кадрировать (задавать границы кадра) свои фото на постобработке, отсекая все лишнее пространство. Однако есть и другой подход – кадрировать фото сразу при съемке – на месте через видоискатель камеры видеть расположение объекта съемки и теней в кадре.
Я бы посоветовала пробовать как угодно и пробовать – вспоминаем, что мы выбираем те инструменты, которые подходят под текущую задачу.

Кадрирование. Правило третей

Итак, кадрирование призвано создать акцент на сюжетно важной части кадра.
При кадрировании желательно следить за тем, чтобы не отсечь нужное, ну или хотя бы не обрезать конечности в суставах. С кадрированием так же можно и нужно экспериментировать – иногда совсем радикальная обрезка делает из непонятного кадра красивый снимок.

В то время, как я кадрирую снимок, я так же слежу за композицией согласно правилу третей.

Смысл правила третей – в определении зрительных центров. Они образуются на стыке параллельных линий, которые разделяют кадр в равных пропорциях (обычно это 9 равных частей). Сетка, построенная по правилу третей, используется в видоискателях фотоаппаратов и на телефоне для облегчения компоновки кадра.
Важные части композиции желательно располагать вдоль этих линий, а на пересечении располагать центральный акцент.

В продолжении статьи я буду рассказывать о фокусировке, цвете, свете, а также о некоторых фишечках при съемке портретов. Кип ин тач!

Close Menu
8 925 495-44-47

Ленинский проспект, 122, Москва

© 2022 «495 Барбершоп»